Спортивная
команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой
она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что
объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту)
и выполняющих общественно важные функции в общей структуре
общественного разделения труда, а именно — оздоровительные,
воспитательные, подготовительные к другим видам деятельности.
Прежде
всего, для малых групп характерна малочисленность их состава.
Минимальный состав такой группы 2-3 человека, максимальный — 20-30
человек. Главным психологическим эффектом малочисленности состава
группы является то, что ее члены могут непосредственно общаться друг с
другом, вступать в личные контакты. В результате этого, в группе помимо
функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных
социальными условиями и видом деятельности, возникает сеть
эмоционально-психологических отношений, которые тесно переплетаются с
деятельностными и придают группе новые социально-психологические
качества.
Спортивная команда выступает не только как объект
управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда
может выступать, если она будет внутренне организована, и обладать
определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа
организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они
эффективны.
В результате самоорганизации в группе
устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и
следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление
заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается
один из ее членов, который берет на себя функции неформального
руководства группой.
Команда, как система, всегда действует в
окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на
действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который
отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для
достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо
управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В
команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в
форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно,
что самоуправление в малой группе реализуется лидерами.
Лидер —
это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее
членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и
управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология
достаточно подробно рассматривает каталог качеств и свойств лидера:
высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к
руководству и т.д.
Используя эти сведения, были проведены
исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались
обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных
исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены
команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не
являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды
имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров.
Лидерство
в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально
необходимый, естественный процесс самоуправления и координации
взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и
задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса
воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти
воздействия.
Принятие лидерского влияния обнаруживается в
подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот,
отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от
исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может
быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но
может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через
какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы,
бытующие в данной спортивной команде.
В роли лидера спортивной
команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее
авторитетный, опытный спортсмен. Встречаются, однако, команды, которые
имеют в роли лидеров не самых авторитетных и опытных членов коллектива.
В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из
сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать в управлении
спортивной командой у лидеров достаточно широка.
Причем если
лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то
достигается, как правило, максимальный положительный эффект в
организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда
между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает
полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может
привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов
управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу
найти оптимальный способ управления командой.
Анализ руководящих
действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные
функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.
Организационная функция
заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов
реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных
целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в
указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные
действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!»,
«Быстрее!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно
уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более
благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам
определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет
усилия членов команды на осуществление тактической комбинации. Информационная функция
предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде.
Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах
их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и
т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и
поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами
исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает
сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде
соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях
противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т. п. Воспитательная функция
предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства
товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и
требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других
общественно значимых характеристик поведения. Эта функция
осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в
условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке
воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями:
«Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их
содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством
закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок.