Перед
спортивной группой как формальной организацией с момента ее
возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых
нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность
по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов
команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и
устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и
основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого
процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между
участниками совместной деятельности.
В процессе формализованных
совместных действий благодаря личным контактам и общению делового
характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями,
симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают
неформальные отношения.
Возникновение и
формирование межличностных отношений в спортивных коллективах
происходят в соответствии с общими закономерностями формальных
организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь,
который можно разбить на несколько этапов: 1) Возникновение потребности и ее осознание 2) Превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность 3)
Сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той
деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения
потребностей 4) Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность 5)
Установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе
деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих
удовлетворению потребности
Взаимоотношения в спортивной группе
делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и
отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих
видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и
неформальный. Формальная структура отношений в команде создается и
процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря
приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и
требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и
взаимоотношении членов команды в этой деятельности. Предполагается, что
строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им
удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и
вышестоящих организаций.
Однако чтобы успешно функционировать,
формальная организация, каковой является команда, должна
предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень
свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном
предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные,
спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия
получили в психологии название неформальных отношений.
Одной из
главных особенностей формальной организации (впрочем; как и
неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в
группу, создает основу для личного контакта. В то же время она
регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их
сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной
организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные
«карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная
структура связей почти полностью совпадает с формальной, или даже
перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается
«размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением
субординации в системе «тренер — спортсмен», дисциплины, снижением
критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия.
Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была
создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц,
корпорации.
Если же члены группы строят все свои связи и
отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых
действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени
станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к
незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств
друг друга, ухудшению отношений, и, в конечном счете, к конфликту. Два
типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют,
образуя сложное соотношение между собой.
Формальные отношения в
системах «спортсмен — спортсмен» и «спортсмен—тренер» заранее
«запрограммированы» и обусловлены требованиями деятельности, подчинены
ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для
каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее
предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в
неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе
нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных
интересов, и увлечений.
Для некоторых тренеров, особенно
начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные
трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в
которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он
руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий
коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Тренер,
должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами,
чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе
проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение
дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от
группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций,
«застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе
спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом
или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот тот
далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют
у спортсменов чувство уважения к нему.
Установление правильных
взаимоотношений в системе «тренер — спортсмен» — дело исключительно
сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных
качеств, как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого,
взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол,
уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и
интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства,
психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и
мировоззрения и т.д.).
Поверхностное наблюдение за спортивной
группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между
собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены
группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же
возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж
занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут
одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.
И
все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает
каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого
равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и
однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к
ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т. д. В результате
деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и
успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими
членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно
построить свою иерархическую структуру команды, определить статус
каждого ее члена.
Ряд исследований, проведенных в спортивных
командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся
значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих
товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.