Главную
роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена
на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера -
это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание
всесторонне развитого, образованного человека, способного к
использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
Реализация
этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе
духовного развития человечества, противоречия между необходимостью
усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную
ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную
деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их
постоянно совершенствовать и. следовательно, не разрушать и
отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.
В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его функциях.
Во-первых,
он должен передать подрастающему поколению накопленную человечеством
культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в
области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться
правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных
результатов.
Во-вторых, он не должен при этом лишить спортсмена
его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно
на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть
диктатором, навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен
выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование
личности.
В основе современного обучения и воспитания лежит
гуманистическая педагогика. При таком подходе личность рассматривают
как уникальную целостную систему, способную к общению с другими
личностями.
Одними из задач социальной психологии являются
разработка средств корректировки и оптимизации общения в области
физической культуры и спорта, развитие способностей и навыков к нему.
Это особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально
связаны с общением, в частности тренерам.
Вот здесь и хотелось бы поговорить о методах, формирующих педагогическое общение, языках и дистанциях психологического общения.
Дистанции общения
— важнейшие составляющие педагогического мастерства. В общении
изменение дистанции сильно влияет на взаимопонимание и взаимодействие
собеседников. Правильно выбранная дистанция — это 90% успеха любого
диалога. У каждого человека есть собственный психологический комфорт. У
каждого — свой комплекс переживаний, и каждьй сам выбирает
психологическую дистанцию. Это один из наиболее важных аспектов
педагогического общения. Выделяют три основные дистанции: физическую,
пространственную и вертикальную. Если во время разговора со спортсменом
у вас мелькают другие мысли (не относящиеся к диалогу), то это нарушает
единое психологическое пространство. Эффективное профессиональное
общение, с одной стороны, единое, равное, но это не значит, что надо
быть на равных со своим подопечным. Плоскость контакта может быть
вертикальна и горизонтальна. Надо понять эффективность этого общения не
на равных.
Вертикальное общение осложняет жизнь и мешает
в общении, если тренер не использует приема «пристройка сверху» и не
находит обшей психологической дистанции. Работая со спортсменом, надо
использовать в общении все три составляющие эффективного
психологического контакта. Надо помнить не только о спортивных
результатах, но и о развитии личности, что совершенно невозможно, если
не учитывать дистанции общения.
Процесс общения не может
происходить без участия тех или иных органов чувств. Поэтому и
педагогический анализ невозможен без достаточно тщательного изучения
конкретных средств и способов передачи мыслей и чувств, обмена
сведениями, обсуждения информации в реальных актах общения людей.
Существует неразрывная связь сознания с общением и языком как основным
средством общения. Поэтому и педагогический анализ в
профессиональном педагогическом общении выделяют три составляющие
эффективного контакта: речь, язык тела и язык нашей самоценности.
Речь — это только информация, а все остальное — это язык тела и самоценность. Речь — это вербальное общение.
Если
исходить из различий между основными видами речи, можно выделить
следующие отличительные признаки и взаимосвязи практики делового
общения: 1) Информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний 2)
Побуждающая речь в основном направлена на то, чтобы побудить спортсмена
к тем или иным поступкам в интересах коллектива и общества. По
сравнению с другими видами речи здесь важен именно этот аспект 3)
Убеждающая речь в основном должна вызывать у спортсмена позитивные или
негативные чувства. В речах такого рода на передний план выступает
эмоциональный аспект (конечно, при наличии доказательности)
Второй язык — язык тела. Язык тела
— невербальное общение, включающее в себя мимику, жесты, перемещения,
интонацию, запах, покраснение или бледность кожных покровов.
Третий язык — самоценность.
Определить, что такое самооценка, не так уж легко. Общепринято, однако,
что самооценка — это отношение и чувство к себе, представление человека
о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас. Язык нашей
самоценности, который выступает в виде внутреннего диалога, т.е.
разговора с самим собой, о самом себе, язык нашего «Я». Самоценность
определяет путь человека. Чем полнее самоценность человека, тем
критичнее, требовательнее он относится к себе. От самоценности зависит
взаимоотношение человека с окружающими. Человек, чья самооценка высока,
создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания,
любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что
мир стал лучше от того, что он в нем существует. Только ощущая свою
собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и
уважать высокую ценность других людей. Он не пользуется правилами,
которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у
своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его
интеллект. Он ощущает свою высокую значимость постоянно, все время.
Люди, которые не имели самоценности, нередко кончали жизнь суицидом или
шли на убийство.
Тренер всегда должен помнить, что нельзя
критиковать личность, можно критиковать поступки. Только такой подход
общения позволяет спортсмену адекватно воспринимать информацию тренера.
Грамотное общение приносит пополнение самоценности, конгруэнтности
самому себе.
Быть спортсменом очень тяжело. Наполненный
энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый
возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов
в большой жизни, спортсмен проходит через тяжкие испытания в поисках
собственного пути в новом для него спортивном мире. А если учесть при
этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то
любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у тренеров.
Тренерам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности
в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические
особенности спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены
настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и
эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные
начинания.
Спортивный клуб, стадион, зал — самые подходящие
места для манипуляции поведением спортсмена, и одна из основных причин
постигающих тренеров неудач состоит в том, когда администраторы
спортивных учреждений прежде всего настаивают на поддержани дисциплины.
А контроль над другими, как мы уже знаем, низводит человеческие
существа до положения вещей. И любые молодые спортсмены, родившиеся с
нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в элементы набора
«спортсменов» спортивной школы.
Как только молодых спортсменов
начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им
жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще
склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале - особенно.
Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны чувствовать себя
объектом воспитания. Общаясь — воспитываем, воспитывая — обшаемся.
Молодые
спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при
этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим,
которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше
всего. Тренеры не должны переступать определенные границы в отношениях
со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать
общепринятые нормы человеческого общения.
В общении очень мало
нормативов, если это не этикет. Правила строятся в процессе общения в
зависимости от партнера. В позиции казаться, а не быть самим собой
привык жить педагог. Демонстративное поведение, показное — это не то,
что должен демонстрировать тренер. При таком поведении идет погружение
в ложь: я себя переборю, но сделаю так, как надо. Чтобы выработать
правильное поведение со своими подопечными, тренер должен быть готов к
открытому общению, делиться своим внутренним миром, своим состоянием —
вот что привлекает молодых спортсменов и располагает к открытому
общению. Формулы, которыми должен руководствоваться тренер: 1) Тренер не всегда прав 2)
Агрессивный путь добывания уважения — ошибочен. Надо учиться
пристраиваться к партнеру сверху. Спортсмен ждет репессий, а надо
поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или
депрессию) спортсмена - это проигрышный путь 3) поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами 4) Падо быть открытым, чтобы не дать волю нагнетающей атмосфере, надо обязательно прояснять отношения 5) Не надо культивировать похожесть на себя 6) Не осуждайте инокость, восторгайтесь ею 7) Нзбегайте насильственного обращения в собственную веру. Ты прав и я права — это нормально 8) Пытайтесь увидеть в каждом ребенке все самое хорошее, что есть вообще в человеке 9)
Грамотность тренера в вопросах общения заключается в том, что он отдает
отчет своему репертуару. В основе общения должна лежать психология
Вся
наша жизнь есть не что иное, как общение. В Америке дети пишут
сочинение на тему «Я лучший спортсмен в школе», где каждый ребенок
рассказывает о своих достоинствах и отношении к себе. За что он себя
любит, о своих личных достижениях в спорте.
Надо освободить себя
и своих подопечных от зажатости, закрепощенности, но не путать эти
термины с развязностью и хамством. Чтобы наладить отношения со значимым
партнером, надо работать, прежде всего, над собой. Для этого надо дать
отчет о своих трудностях, отнести трудности и на свой счет и на счет
других, разработать план для их преодоления.